Назад к списку

Альтернативы квотам

По словам депутата, сейчас уровень занятости инвалидов достаточно высок — из 3,5 миллиона таких людей в трудоспособном возрасте более миллиона работают. Но это не предел — выделенные работодателями места не всегда востребованы, например из-за стереотипов в обществе или формального отношения компаний, которые выделяют под квоты для людей с ограниченными возможностями низкооплачиваемые места, отметил Терентьев.


С 1 марта вступят в силу поправки в Закон «О занятости населения», который несколько поменяет систему квотирования. Каждая организация, в которой больше ста сотрудников, по-прежнему будет обязана трудоустроить на 2-4 процента мест людей с инвалидностью. Но обязательство будет считаться выполненным, только когда работодатель оформит с инвалидами трудовые отношения, а не просто выделит какое-то количество мест.

Если же компания не может взять инвалида к себе, она сможет профинансировать создание рабочих мест в общественной организации. Пока это возможно в отдельных регионах, но по новому закону Правительство своим постановлением распространит подобные практики на всю страну, пояснил Михаил Терентьев.

В Комитете по молодежной политике предложили также разрешить работодателям создавать места в других компаниях. Альтернативные механизмы уже позволили сделать в Санкт-Петербурге больше семисот рабочих мест, говорится в письме.

Сохранение льгот

Еще одна проблема, на которую обратили внимание эксперты, — сейчас инвалиды, устраиваясь на работу, теряют право на некоторые льготы. Например, отменяется ежегодная индексация пенсии и федеральная социальная выплата. Перестают получать пособие, как только трудоустроятся, и люди, которые ухаживают за ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Авторы отправленного в Минтруд документа порекомендовали сохранять эти льготы тем, кто пошел работать.

Также они сочли несправедливым, что с пациентов, которые живут и работают в психоневрологических интернатах, удерживают 75 процентов их дохода, в том числе зарплаты. Но проблему уже успели решить. Правительство поменяло правила, и при расчете дохода инвалида перестали учитывать плату, которую он получает за работу в интернате.

Компенсации работодателям

Эксперты предлагают поддержать и работодателей, чтобы им стало выгоднее брать на работу инвалидов. В некоторых уже компенсируют компаниям часть зарплат, но только первые три месяца с момента трудоустройства, а это влияет на временную, а не постоянную занятость, посчитали участники круглого стола.

Есть и другие варианты, например, компенсировать не зарплаты, а организацию рабочего места или разработку программ сопровождения сотрудников с инвалидностью.

Адаптация на новом месте

Работодатели, наняв инвалида, редко занимаются его дальнейшей адаптацией, считают авторы рекомендаций. Поэтому они предложили указать в законе о занятости, что подготовить рабочее место — это значит не только оснастить его технически, но и привлечь работников или сторонних специалистов к трудовой адаптации новичка и сопровождать его по территории.

Было бы эффективно включить сопровождение инвалида на работе в государственную услугу, добавили эксперты — сейчас сотрудники соцорганов могут провожать человека только до предприятия и обратно. Кроме того, надо как можно шире распространить практику договоров работодателей с некоммерческими организациями для сопровождения сотрудника, указано в письме.

Трудоустройство детей-сирот

Комитет по молодежной политике также попросил Минтруд рассмотреть возможность изменить правила начисления детям-сиротам пособий по безработице. Сейчас, пока выпускники детских домов впервые ищут работу, им выплачивают повышенное пособие в течение шести месяцев. Но это не стимулирует их искать работу, посчитали авторы документа. Поэтому они предложили выплачивать увеличенную сумму без каких-либо условий только первые два-три месяца, а оставшуюся часть — после трудоустройства. Еще вариант — платить суммы поменьше, но повышать их в случае трудоустройства, причем перечислять их в течение более длительного времени.

Также эксперты порекомендовали Минтруду изучить, можно ли квотировать рабочие места для взрослых детей-сирот по аналогии с местами для инвалидов. Ответить на эти вопросы Артем Метелев попросил министра до 1 марта.